Администрация
+7 (495) 795-00-11
Приёмная комиссия
+7 (495) 795-00-10
Подать заявление

Профессия менеджер: виды, особенности

Профессия менеджер: виды, особенности

Кто такой менеджер и его обязанности

Менеджер — это управленец, который руководит сотрудниками фирмы, управляет бизнес-процессами и ресурсами. Управление подразумевает работу с командой, клиентами, взаимодействие с руководством, повышение эффективности производства и распределения финансов. В зависимости от вида деятельности организации задачи специалиста могут различаться.

Классификация менеджеров:

В менеджменте существует классификация специалистов по уровню компетенций, по выполняемым задачам и объекту управления.

По уровню

По уровню компетенций выделяют 3 категории специалистов:

  • низшее звено: начальники отделов, которые руководят небольшой командой;
  • среднее звено: руководители филиалов, контролирующие работу менеджеров низшего звена;
  • высшее звено: все руководители, обладающие значительными полномочиями, включая исполнительных и генеральных директоров.

Менеджеры высшего звена принимают стратегически важные решения. Специалисты среднего звена действуют как посредники между персоналом и руководством. Они готовят отчетную информацию для владельцев компаний и доводят приказы руководителей до подчиненных.

По функциям

По функциям различают также 3 вида менеджмента:

  • общий — управление организацией в целом;
  • специальный — управление специфическими объектами;
  • функциональный — организация работы предприятия в виде функциональных подразделений, каждое из которых ответственно за выполнение конкретных задач.

По объекту управления

По объекту управления выделяют 4 вида менеджмента:

  • организационный — специалисты создают структуру фирмы, разрабатывают правила, регламенты, стандарты для эффективной реализации целевого назначения компании;
  • стратегический — специалисты ставят цели, анализируют конкурентную среду, формируют стратегию, следят за ее реализацией для получения прибыли компанией;
  • тактический — управление на уровне среднего звена, когда перед командой ставят краткосрочные цели и следят за их достижением;
  • оперативный — менеджеры управляют текущими задачами, распределяют ресурсы для их выполнения, мотивируют команду, контролируют сроки.

Чем может заниматься менеджер

Менеджер в компании может выполнять различные задачи. Все зависит от области деятельности компании. В любом случае профессия связана с постоянным взаимодействием с руководством, коллегами, заказчиками, потенциальными потребителями продукта.

По продажам

Главная задача специалиста — продвижение товаров и услуг. В его обязанности входит поиск потенциальных покупателей и работа с клиентской базой. Эта профессия востребована во всех сферах, где нужно работать с потребителями товаров и услуг: от торговых сетей до строительства и IT-сферы. Сотрудник должен владеть полной информацией о товаре и услуге, продажей которой занимается.

Менеджер по маркетингу

Управленец в области маркетинга занимается разработкой рекламных стратегий, внедряет их в жизнь и следит за их развитием. Он ищет различные пути, приемы и инструменты для увеличения продаж товаров и услуг компании. При разработке маркетинговых стратегий менеджер учитывает концепцию организации, ее финансовые возможности, особенности целевой аудитории.

Бренд-менеджер

Бренд — это представление о компании, товаре или услуге в сознании потребителей. Бренд-менеджер создает положительные ассоциации с помощью разных каналов: рекламных роликов, баннеров, социальных сетей. Специалист может управлять мнением потребителей, склонять их к покупке. Если у компании несколько торговых марок, вопросами по продвижению каждой занимается отдельный бренд-менеджер.

Менеджер IT-проектов

Менеджер IT-проектов ответственен за разработку продукта для заказчика. Он распределяет бюджет, подбирает команду под конкретную задачу, контролирует сроки выполнения работ специалистами, участвует в тестировании готового продукта. Специалист IT-сферы должен знать, как создаются приложения, сайты, сервисы. Понимание этих процессов помогает точно определиться со сроками выполнения задач, говорить с командой на одном языке.

По персоналу (HR)

Главные задачи специалиста — подбор сотрудников, их мотивация, оценка работы персонала и повышения его уровня. Менеджер по персоналу решает вопросы, которые касаются приема, адаптации, обучения новых сотрудников, переводов на другие должности и увольнения некомпетентных кадров. HR-специалист также постоянно изучает рынок труда, оценивает его потребности и тенденции.

Менеджер по закупкам

У специалиста по закупкам широкий спектр обязанностей. Он анализирует рынок, ищет поставщиков, оценивает качество приобретаемых товаров, оформляет всю необходимую документацию. Представителю этой профессии необходимо хорошо разбираться в тонкостях проведения закупок. Также важны знания в юриспруденции для подготовки договоров, составления претензий в случае нарушения поставщиками сроков поставки.

PR-менеджер

Специалист в области PR- занимается созданием и продвижением положительного общественного образа компании, бренда, мероприятия, продукта или персоны. Пиарщик планирует PR-компании, договаривается со СМИ о размещении материалов, анализирует эффективность продвижения.

Специалист организовывает презентации продуктов, корпоративные вечера, участвует в отраслевых мероприятиях. Менеджер должен знать, как создавать и продвигать уникальный имидж, минимизировать негативные последствия на репутации компании.

Менеджер проекта

Специалист контролирует выполнение задач по определенному проекту от начала создания продукта до сдачи клиенту или руководству.

В его задачи входят:

  • планирование проекта;
  • координация действий команд;
  • управление рисками;
  • контроль бюджета;
  • коммуникации с клиентом.

Профессионал умеет разделять зоны ответственности участников проекта, приводить всех к единому результату — прибыли. Менеджер должен быть в курсе всего, что происходит вокруг проекта. Например, если заболел один из членов команды, управленец обязан оперативно найти ему замену или сделать работу сам.

Финансовый менеджер

Этот сотрудник управляет денежными потоками компании. Это ответственная работа, так как при принятии неверных решений специалист может лишить фирму прибыли или привести к банкротству. В обязанности входит анализ эффективности распределения денежных средств, общая оценка бизнеса, поиск способов минимизации этих затрат и улучшения финансовых показателей компании. Менеджер также разрабатывает антикризисные мероприятия и схемы привлечения капитала, изучает конкурентную среду.

По развитию

Специалисты по развитию могут выполнять различные задачи. Все зависит от направления их деятельности:

  • Развитие бизнеса. Сотрудник сосредотачивается на стратегическом развитии компании в целом. Он осуществляет поиск новых рынков, партнеров, инвесторов, источников финансирования.
  • Развитие продукта. Специалист занимается разработкой и внедрением новых продуктов и улучшением уже выпущенных. Для этого он изучает потребности клиентов.
  • Клиентское развитие. Менеджер выполняет различные задачи, связанные с укреплением отношений с клиентами. Он разрабатывает правила и стандарты общения с потребителями продукта, работает над улучшением качества обслуживания, повышения лояльности покупателя к бренду.
  • Региональное развитие. Управленец работает над географическим расширением бизнеса компании. Адаптирует стратегии продвижения товаров и услуг с учетом местных условий рынка.

Это далеко не все специализации в области менеджмента по развитию. В крупных компаниях могут быть более узкие и специфические направления в зависимости от отрасли, масштаба фирмы и ее потребностей.

Менеджер по логистике

Управленец отвечает за организацию и координацию транспортных перевозок в компании. Он следит за тем, чтобы грузы были отправлены и получены в установленный срок. Менеджер решает вопросы, связанные с прохождением таможни, хранением товаров. Он проводит анализ и оптимизацию транспортных издержек, систематизирует документацию. Опытный сотрудник может правильно и быстро выстраивать логистические цепочки.

Риск-менеджер

Риск–менеджер занимается оценкой и минимизацией угроз, с которыми может столкнуться фирма. В этом ему помогают знания системы бухгалтерского учета, финансового планирования, а также навыки владения статистическими инструментами.

Специалист анализирует большой объем данных для составления программы по предотвращению потенциальных рисков и потерь. В работе профессионалу пригодятся такие качества, как аналитический склад ума, стратегическое мышление, внимательность, усидчивость.

Менеджер по туризму

Эта специализация связана с организацией поездок. В обязанности сотрудника входят:

  • разработка маршрутов, программ экскурсий;
  • бронирование номеров в отелях;
  • оформление виз и страховок;
  • ведение переговоров с клиентами, отелями, перевозчиками.

Конкретный список задач зависит от организации, в которой работает менеджер по туризму. В туристических агентствах специалист чаще общается с клиентами, а сотрудники туроператоров больше взаимодействуют с авиакомпаниями и лицами, предоставляющими услуги по организации отдыха.

Контент-менеджер

Специалист занимается наполнением и продвижением сайтов. Для этого он управляет командой, состоящей из копирайтеров, SEO-специалистов, веб-дизайнеров. Управленец выстраивает стратегию продвижения сайта, выбирает форматы под цели клиентов, ведет статистику посещаемости сайта, контролирует работу участников проекта. Профессионал должен уметь выстраивать контент-стратегию, проводить анализ целевой аудитории, оценивать эффективность контента.

Какая специализация из области менеджмента сейчас самая актуальная?

В 2023 году по данным ресурса hh.ru в пятерку самых востребованных профессий вошел менеджер по продажам. В 2024 году открыто более 140 тысяч вакансий на эту должность в различных регионах России. Специалистов по работе с клиентами тоже нужны бизнесу. Особой популярностью также пользуются менеджеры проекта и продакт-менеджеры.

Что должен знать и уметь специалист?

Набор знаний и навыков в каждой специализации разный. Но все специалисты должны обладать управленческими способностями.

Также в обязанности всех менеджеров входят:

  • подбор сотрудников в команду для выполнения конкретных задач;
  • развитие уровня профессионализма команды;
  • планирование деятельности сотрудников;
  • контроль выполнения поставленных задач;
  • выстраивание внутренней коммуникации.

Специалист должен уметь вести переговоры, мыслить логически, разбираться в психологии, быть креативным, энергичным и целеустремленным.

Плюсы и минусы профессии

Среди плюсов профессии выделяют:

  • востребованность на рынке труда;
  • разноплановые задачи;
  • высокий уровень заработной платы;
  • перспективы в карьере.

Из минусов можно отметить:

  • высокую конкуренцию среди топ-менеджеров;
  • большая нагрузка и ответственность;
  • размер зарплаты может зависеть от результата работы команды.

Как получить профессию

Получить профессию можно в институте, колледже или на курсах. Однако работодатели чаще ищут управленцев уровней мидл и сеньор с дипломом о высшем профессиональном образовании. Для поступления в университет, как правило, необходимо сдать ЕГЭ по русскому языку, математике, обществознанию, истории. На факультете менеджмента студенты изучают экономические, управленческие, социальные и гуманитарные дисциплины.

Сколько могут зарабатывать менеджеры

Зарплата менеджеров зависит от масштаба фирмы, ее деятельности и уровня компетенций специалиста. Так, управленцы высшего звена могут зарабатывать в Москве миллионы в месяц. Менеджеры низшего звена получают от 60 000 до 100 000 рублей. Опытные специалисты среднего звена могут рассчитывать на зарплату в 100 000 — 300 000 рублей.

Подать заявление о поступлении в институт онлайн!