+7 (495) 795-00-11
+7 (495) 795-00-10
сб с 10:00 до 16:00
Подготовка психологов к Государственной итоговой аттестации

Студенты-психологи выпускных курсов продолжают активную подготовку к прохождению Государственной итоговой аттестации, которая включает в себя – государственный экзамен и защиту выпускных квалификационных работ.
1. Экзамен – комплексный (общая и социальная психология, психодиагностика, организационная психология).
Перечень вопросов государственного экзамена:
Общая психология
Психология как наука: предмет и принципы психологии, место психологического знания в системе наук.
История развития психологического знания: эволюция предмета психологии.
Понятие сознания, его структура, свойства и функции.
Понятие бессознательного, его структура, свойства и функции.
Неосознаваемые процессы и их классификация.
Понятие о психике: функции, развитие психики в филогенезе, критерии психического.
Культурно-историческая теория происхождения высших психических функций человека (Л.С. Выготский).
Общая психологическая характеристика деятельности. Теория деятельности А.Н. Леонтьева.
Личность, структура личности, взаимосвязь социального и биологического в личности.
Характер, акцентуации характера.
Понятие и психологическое содержание способностей, соотношение способностей и задатков.
Психологическая характеристика темперамента, его структура и свойства.
Общая характеристика волевых действий. Структура волевого акта.
Понятие, основные свойства и функции эмоций, структура и виды эмоциональных явлений.
Ощущение: понятие, виды и свойства ощущений.
Восприятие: понятие, основные свойства и виды восприятия.
Память, общая характеристика процессов памяти. Виды памяти.
Воображение: понятие, виды и функции воображения.
Мышление: понятие, процессы (операции) мышления, виды и функции.
Понятие интеллекта и его характеристика. Модели интеллекта.
Речь: понятие, функции, виды и их характеристика.
Внимание: свойства, физиологическая основа внимания и его виды.
Понятие о стрессе: виды и механизмы стресса.
Понятие самосознания, его место в структуре психики человека. Динамика развития самосознания в процессе социализации.
Понятие Я-концепции и ее структура.
Психологическая характеристика ценностных ориентаций человека.
Психологическая характеристика самооценки: виды и компоненты.
Понятие о мотиве в психологии: функции и виды мотивов.
Потребности человека, их виды и психологическая характеристика.
Психологическая характеристика направленности личности.
Социальная психология
Объект, предмет, структура социальной психологии.
История формирования и развития социальной психологии.
Основные категории социальной психологии. Социально-психологические явления.
Личность в социальной психологии и факторы ее социализации.
Понятие и характеристика основных видов социальных отклонений поведения.
Понятие группы в социальной психологии: причины образования группы, функции группы.
Понятие общения: психологическая характеристика основных сторон общения.
Виды коммуникации и их характеристика в социальной психологии.
Виды взаимодействия и их характеристика в социальной психологии.
Классификация и психологическая характеристика социальных групп.
Психологическая структура малой группы.
Взаимоотношения в малой группе и их характеристика.
Психологическая характеристика групповых устремлений.
Психологические особенности группового мнения.
Групповые настроения и их психологическая характеристика.
Психологическая сущность и виды групповых традиций.
Психологические процессы в малой группе.
Принятие групповых решений и их качество. Формы групповых решений.
Понятие коллектива, виды и стадии формирования.
Факторы, влияющие на эффективность совместной деятельности коллектива.
Социально-психологический климат и факторы, влияющие на него.
Социально-психологические явления в устойчивых больших социальных группах.
Стихийные большие социальные группы и их психологическая характеристика.
Виды толпы, ее психологическая характеристика.
Психологическая характеристика, этапы формирования и особенности работы с агрессивной толпой.
Психологическая характеристика панической, стяжательской и конкурирующей толп.
Факторы, влияющие на возникновение паники.
Виды и характеристика пассивной толпы.
Механизмы психологического воздействия на личность в стихийных социальных группах.
Социально-психологические явления в стихийных больших социальных группах.
Психодиагностика
Психодиагностика: понятие и область её применения в организации.
Классификация психодиагностических методов.
Психометрические характеристики тестовых методик.
Понятие диагностической шкалы, основные типы стандартизированных шкал.
Виды психодиагностических норм, репрезентативность норм и выборок.
Понятие надежности теста, виды и методы определения надёжности теста.
Понятие валидности теста и её виды, порядок оценки валидности.
Селективные (дифференциальные) возможности теста.
Достоверность протокола психологического обследования.
Порядок проведения психологического обследования.
Наблюдение как метод изучения личности собеседника.
Беседа и интервью как методы изучения личности собеседника.
Игровые методики психодиагностики: понятие, характеристика, область применения.
Особенности диагностики сознания и самосознания.
Диагностика психических состояний.
Методы диагностики ценностно-мотивационной сферы личности (Рокич, Мехрабиан, Эйлерс).
Диагностика направленности личности (Смекал, Кучер).
Калифорнийский психологический опросник: назначение, концепция создания, основные характеристики.
Особенности диагностики индивидуально-психологических особенностей личности с помощью Пятифакторного личностного опросника.
Шестнадцатифакторный опросник Р. Кеттелла: методология измерения, порядок работы.
Методика СМИЛ, ММИЛ, Минимульт: назначение, характеристика диагностических шкал и порядок работы.
Индивидуально-типологический опросник (ИТО) и Профессионально-психологический опросник (ППО): назначение, характеристика диагностических шкал и порядок работы.
Диагностика уровня субъективного контроля (УСК).
Диагностика акцентуаций по личностному опроснику Г. Шмишека.
Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра.
Тест Векслера: структура, содержание и особенности интерпретации.
Диагностика креативных способностей с помощью теста П. Торренса.
Диагностика адаптационных способностей по методике МЛО-Адаптивность.
Проективные методики в психологической диагностике (ТАТ, тест Роршаха, тест руки).
Методика исследования самоотношения (МИС).
Диагностика уровня эмоционального выгорания В. Бойко.
Опросник психологических защит (Келлерман, Плутчик).
Диагностика виктимного поведения.
Методики диагностики самооценки личности (Шкала субъективного благополучия, Шкала социального самоконтроля, Q-сортировка).
Опросник социального типа личности Д. Кейрси.
Диагностика степени агрессивности.
Диагностика девиантных форм поведения.
Методики оценки стиля управления коллективом.
Методики диагностики межличностных отношений и социально-психологического климата в коллективах.
Диагностика межличностных взаимоотношений методом социометрии.
Организационная психология
Организационная психология как направление деятельности.
Генезис организационной психологии как отрасли психологической науки.
Основные задачи и сфера деятельности организационного психолога.
Структурные и психологические характеристики организации.
Ценности, видение, миссия, философия организации.
Жизненный цикл организации.
Современные походы к управлению персоналом в организации.
Управление по целям и организационное развитие.
Информационные технологии и коммуникации в организации.
Организационное поведение: понятие, детерминация, модели.
Модели и методы организационного развития.
Организационная культура: понятие, виды, роль.
Субкультура в организации: понятие, виды, компоненты, значение.
Психология нововведений в организации.
Модели организационных изменений и их динамика, сопротивление организационным изменениям.
Организационный стресс: понятие, причины, преодоление.
Личность руководителя и его профессионально-важные качества.
Функции и структура деятельности руководителя.
Стили руководства и подчинения в организации.
Первичная трудовая группа: понятие, структура, психологическая характеристика, стадии формирования.
Команда в организации: понятие, характеристика, групповая сплоченность.
Факторы, влияющие на социально-психологический климат в коллективе.
Имидж руководителя: понятия, виды, пути повышения.
Психология принятия управленческих решений в организации.
Психология власти и лидерства в организации.
Вхождение сотрудника в новый коллектив и организацию.
Психологическая адаптация персонала: понятие, виды, пути совершенствования.
Лояльность сотрудника к организации: понятие, виды и характеристика.
Мотивация персонала в организации и методы ее повышения.
Профессиональная карьера: понятие, подходы к планированию и реализации.
Конфликты в организации и методы их профилактики.
Понятие и детерминанты формирование корпоративного имиджа организации.
Развитие корпоративной культуры средствами социально-психологического тренинга.
Эмоциональное выгорание сотрудников организации, пути коррекции и профилактики.
Обучение поведению сотрудников в организационной среде.
Критерии и показатели профессионального мастерства организационного психолога.
Этические принципы деятельности организационного психолога при сопровождении профессиональной деятельности.
Индивидуальные и групповые формы работы с персоналом организации.
Психологическое консультирование в деятельности психолога организации.
Психологическое ассистирование управленческой деятельности.
В рамках подготовки к государственному экзамену еженедельно предусмотрены дополнительные дни консультаций:
Общая психология – Лозинская О.А. (среда, 15.45-18.50, аудитория 608).
Психодиагностика, организационная психология – Петров В.Е. (четверг, 12.15-15.40; аудитория 610).
2. Защита выпускных квалификационных работ. В рамках отработки эмпирической части выпускных квалификационных работ на кафедре психологии еженедельно с 29 марта по 26 апреля 2024 года (пятница, 12.15-15.40) будет проходить марафон «Современные психотехнологии». Мероприятие предполагает выступление студентов с проектами авторских развивающих, коррекционных, реабилитационных, тренинговых и иных программ. Участие психологов-выпускников с демонстрацией проектов ОБЯЗАТЕЛЬНО и рассматривается как допуск к проведению формирующего эксперимента (без получения одобрения кафедры проводить психологический эксперимент запрещено!). В качестве участников мероприятий приглашаются студенты всех форм и курсов обучения, преподаватели кафедры (в т.ч. научные руководители). Предлагается активный обмен мнениями, приобретение обучающимися уникального практического опыта.
Петров В.Е.
Заведующий кафедрой психологии
-
Трудоустройство
- Фотогалерея
-
Практика
- Перевод из другого вуза
- Второе высшее